[Из песочницы] В чем сущность дизайна? Нахожу ответ на вопрос рассматривая UI и UX, новые термины в области веб-дизайна

Habrahabr

Давно размышляю о существе дизайна. И постепенно на протяжении продолжительного времени у меня сформировалось мнение, которое позже при изучении материалов для написания статьи получило подтверждение со стороны специалистов знающих о дизайне не понаслышке. Впрочем обо всем по порядку.

Разговор на эту тему мне удобнее начать с обсуждения положения в терминологии веб-дизайна. Именно оно стало побудительным мотивом писать.

Марио Ботта. Церковь св. Иоанна Крестителя в Моньо. Швейцария. 1986-1998

Активно развивающаяся в последние 10 лет сфера веб-дизайна быстро прошла этап хаотического творчества и примерно пять лет назад ее зрелость ознаменовалась появлением двух «новых» терминов UI и UX дизайны. Цифру пять лет я вывожу из следующего факта. В статье Википедии «Веб-дизайн» в графе «литература» самая свежая книга имеющая веб-тематику датируется 2012 годом. И термины UI и UX там еще отсутствую. «Новых» я взял в кавычки потому, что ничего нового описываемые этими терминами явления из себя не представляют. Те же тенденции присутствуют и в остальных направлениях дизайна, но отечественные люди часто не хотят, а западные, благодаря ущербности болонской системы образования и не могут знать большего и поэтому снова и снова изобретают очередной велосипед. Одним словом, термины подаются, как нечто принципиально свежее и нигде ранее не появлявшееся. Впрочем, это правда, термины действительно свежие, а вот явления ими описываемые стары как мир.

Пробел перед новым разделом

UI

UI — это область внешнего видимого, воспринимаемого зрением художественного оформления любых объектов. Иными словами UI-дизайнеры это старые добрые художники-оформители или декораторы.

Один из специалистов на блоге компании ADN так охарактеризовал роль UI-дизайнера.

"UI-дизайнер (user interface) — это дизайнер интерфейсов в идеальной среде, который рисует кнопочки, иконочки, формы, подбирает шрифты и делает из всего гармоничный и красивый макет. Сайта, приложения, хоть чего, с чем будет взаимодействовать пользователь — хоть экрана вокзального терминала. И больше ни о чем не думает".
Что тут сказать, звание UI-дизайнер звучит куда как солиднее, представительнее и звучнее, чем художник-оформитель, ассоциирующийся у многих со скромным по возможностям, незатейливым неудачником недоучкой, который и художником то полноценным стать не смог и поэтому вынужден зарабатывать на хлеб насущный вторичным ремеслом. Декоратор звучит не намного лучше.
Забавно, как ассоциации меняют восприятие профессии, ведь по сути это одно и тоже.

Откуда и почему UI?

А откуда возникла потребность в появлении такого термина UI? Термин появился на Западе, а там очень давно существует тенденция готовить узких специалистов. Возможно имеют место и причины приведенные ниже.

Что касается Родной стороны, то в советское время художниками-оформителями стали называть выпускников ХПУ (художественно профессиональных училищ), чем сразу резко уронили рейтинг термина, который стал ассоциироваться с профессиональным, а не высшим образованием. В 2004 году на парламентских слушаниях посвященных развитию образования бывший тогда председателем сенатского комитета по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Виктор Шудегов даже назвал систему ПТУ социальным отстойником.

«Все ощутимее разделение отечественной системы образования на элитарную и массовую, что ведет к нарушению принципа общедоступности качественного образования. “Школы и ПТУ превращаются в социальный отстойник!” — заключил Шудегов».

Комментарии как говориться излишни. Мало кому захочется чувствовать себя частью осадка социального отстойника.

Художница, мастер (МГХПТК) Татьяна Владимировна Будейко (вторая справа) со своими ученицами.

С председателем сенатского комитета согласиться не могу, так как сам до поступления в ВУЗ закончил ХПУ №42 в Екатеринбурге и не сколько не жалею об этом. Было интересно, новые знания, знакомство с неординарными личности, со многими из которых я учились потом в Академии.
Декораторское дело многими воспринимается как нечто чрезвычайно традиционное, древнее, тянущееся откуда то из старины и как следствие не модное, не востребованное и не креативное. А еще узко специализированное. Другими словами декораторы у нас умеют только стены орнаментами расписывать, куда им до дизайнеров, так или примерно так думают многие.

Но в действительности огромное количество поступивших на специальность дизайн, уверен, что большинство (особенно девочки) за время обучения наибольший интерес проявляют именно к художественной части преподаваемых знаний, да они им и легче даются. И как следствие в будущем могут очень красиво визуализировать свои идеи, но в процессе разработки проекта уделяют инженерной части наименьшее внимание, считая ее не своим делом. Что конечно же и грустно и смешно, в первую очередь тем, кто потом мучительно пытается воплотить плоды их творчества в жизнь. И сильно ругается при этом.

Эта ситуация делает очевидным неполноценность таких специалистов, но в дипломах у них написано, что они дизайнеры и они ни за что не согласятся переименовываться в каких-нибудь там декораторов или тем более художников-оформителей. Да и место им на рынке труда безусловно есть. Потому что некоторым из выпускников факультетов дизайна (о спасение) больше нравиться заниматься инженерными изысканиями или кроме них это просто некому на предприятии сделать и вся подобная работа падает на их плечи, а с красивыми картинками и девочки справятся.

Красивые картинки и девушка UI дизайнер.

Поэтому для российских дизайнеров как нельзя кстати появление нового термина, который с одной стороны преобразует конфуз профессиональной неполноценности выпускников вузов и курсов в понятие о специализации. А с другой в очередной раз делает очевидной двойственную природу полноценного дизайна с большой буквы.

Пробел перед новым разделом

UX

UX действительно всегда пишут с большой буквы. Что же это такое?

Трактовка от Алексея Сегодина с блока «Хабрахабр». Алексей Сегодин (@Aleksei_Segodin) арт-директор и дизайнер (очень) широкого профиля.

"UX — это User Experience (дословно: «опыт пользователя»). То есть это то, какой опыт/впечатление получает пользователь от работы с вашим интерфейсом. Удается ли ему достичь цели и на сколько просто или сложно это сделать".
Недавно я заглянул в Большую Советскую Энциклопедию. Как раз чтобы прояснить для себя выше означенный вопрос и обнаружил, что появился UX вместе с началом профессионального развития других отраслей дизайна на второй волне научно-технической революции, и оказывается на самом деле в 2017 году новомодному UX исполняется аж 77 лет! Удивительно символично. 77 это число символизирующее бесконечное милосердие Божие и человеческое.

Так вот в статье «Инженерная психология» я нашел то самое описание и те самые цели и задачи, которые теперь решает UX.

Статья БСЭ «Инженерная психология»
Инженерная психология, одна из специальных дисциплин психологии. Инженерная психология решает следующие задачи:

1) рациональная организация деятельности людей в системах «человек и машина», предназначенных для управления и обработки информации;

2) целесообразное распределение функций между управляющим и обслуживающим персоналом и техническими средствами автоматизации;

3) оптимизация процессов информационного обеспечения и принятия решения. В решении этих задач Инженерная психология основывается на данных смежных наук, таких, как психология личности, психология труда и др., а также тесно взаимодействует с системотехникой и инженерными дисциплинами.

Инженерная психология возникла в 40-х гг. 20 в. и первоначально развивалась как направление традиционной психологии труда, основным объектом которой было исследование непосредственного взаимодействия человека с предметами и орудиями труда (инструменты, станок, конвейер, средства транспорта и т. п.). Задачи Инженерная психология сводились в основном к критическому анализу ошибок проектирования оборудования или подготовки операторов и выявлению факторов, влияющих на эффективность систем «человек и машина». Были выработаны полезные рекомендации по рациональному конструированию пультов управления, шкал приборов, средств индикации и т. п. Становление Инженерная психология как самостоятельной научной психологической дисциплины было обусловлено автоматизацией производства и развитием средств дистанционного контроля и управления. В 50-х гг. были определены в общих чертах закономерности приёма и переработки информации человеком, а в 60-х гг. — общие принципы организации взаимодействия человека и ЭВМ. Выработанные рекомендации нашли практическое применение при автоматизации процессов управления на производстве, в авиации, космонавтике и т. д. В конце 60-х гг. Инженерная психология перешла к синтезу, проектированию человеческой деятельности в больших системах, она вносит определённый вклад в разработку мероприятий по повышению эффективности их функционирования.

Задача рациональной организации деятельности людей в системах «человек и машина» включает анализ структуры коллектива и согласование её с выбранной структурой управления. При этом учитывается опосредствованный характер общения и связей между членами коллектива и предусматривается такое распределение функциональных обязанностей, которое в наибольшей степени отвечало бы поставленной цели. Важной проблемой является рациональное распределение ответственности за принимаемые решения и согласование интересов каждого члена коллектива. Для успешной деятельности малых групп (экипажи летательных аппаратов, персонал пунктов управления и т. п.) необходимо выявление критериев психологической совместимости членов группы, что очень важно при их комплектовании. Психологическая совместимость — важнейшее условие сохранения работоспособного коллектива, особенно изолированного на длительное время от привычного окружения.

При распределении функций в системе «человек и машина» исходят из того, что решение творческих задач, связанных с логическим анализом ситуации, оценкой и прогнозом её изменений, должно выполняться человеком; на машину возлагается выполнение рутинных, повторяющихся операций, в основном комбинаторно-вычислительного характера, а также хранение, обработка и оперативная выдача больших объёмов информации. Электронную вычислительную машину следует рассматривать как квалифицированного помощника и собеседника, способствующего усилению творческого мышления и интуиции человека.

Оптимизация процессов информационного обеспечения и принятия решения требует организации выборочного управления источниками информации на пунктах управления и сводится к выбору наилучших характеристик информационной модели: степени обобщения (детализации) информации, выводимой на устройства отображения; объёма и темпа её обновления; способов кодирования, обеспечивающих однозначное восприятие и запоминание информации. Основной принцип организации информационной подготовки принятия решения состоит в том, чтобы по требованию оператора ЭВМ могла производить все трудоёмкие и вспомогательные преобразования имеющейся информации, а результаты выдавать в виде, наиболее подходящем для решения оперативных задач. В автоматизированных системах оператор лишён возможности непосредственного воздействия на управляемый объект (предмет труда). В этих условиях возникла новая задача: согласование не только исполнительных двигательных актов человека с динамическими свойствами и характеристиками орудий и средств производства (эта задача решалась методами психологии труда), но главным образом способностей оператора по приёму, переработке и передаче информации с информационными характеристиками объекта управления.

Проектирование человеческой деятельности основывается на фундаментальных исследованиях высших психических функций человека — восприятия, памяти, мышления (образного и понятийного), которые являются внутренними психологическими инструментами и средствами деятельности человека. К числу таких внутренних средств относятся опыт, знания, программы, схемы и навыки оператора, составляющие в совокупности его профессиональный облик. На основе внутренних средств деятельности формируются постоянные и оперативные образно-концептуальные модели, определяющие деятельность оператора и процесс принятия им решения. Оператор, использующий арсенал внутренних средств деятельности, опирается на внешние средства, к которым относятся информационные модели, реализуемые на устройствах отображения информации или в форме документа, машинные алгоритмы и др. вспомогательные средства подготовки решения задач, органы управления и средства коммуникации. Можно сказать, что проектирование деятельности человека состоит в согласовании внутренних и внешних средств деятельности, проектировании согласованных концептуальных и информационных моделей, полностью использующих психологические возможности оператора по приёму и переработке информации.

В разных условиях центр тяжести этого проектирования может приходиться либо на внешние, либо на внутренние средства деятельности. Существует ряд информационных моделей, которые можно условно назвать моделями-изображениями реальной обстановки. К их числу относятся отображение воздушной обстановки на экране радиолокатора, аэрофотоснимки, снимки процессов в трековых камерах и др. Эти модели определяются имеющимися техническими возможностями сбора первичной информации. Инженерно-психологические рекомендации по работе с такими информационными моделями касаются условий освещённости, уровня контраста, режима работы и т. п. Основная задача психологов в этих случаях состоит в анализе деятельности и формирования её внутренних средств. Существуют и др. информационные модели, когда оператор имеет дело не с первичной, а с предварительно обработанной информацией, например поступающей на устройства отображения из ЭВМ. В этих случаях разработчики и специалисты по Инженерная психология имеют большой простор для технической реализации различных типов информационных моделей и основное внимание может быть обращено на создание адекватных внешних средств деятельности оператора.

К важнейшим проблемам Инженерная психология следует отнести: разработку методов профессионального отбора, обучения и тренировки операторов; выявление специфики деятельности операторов в конкретных системах и разработку рекомендаций, норм и стандартов по учёту человеческого фактора при создании и эксплуатации производственных, военных и организационных систем; проектирование рациональных информационных моделей и органов управления; формулирование требований к алгоритмам ЭВМ и способам решения задач оператором; разработку методов контроля функциональных состояний операторов (утомления, психической напряжённости, стресса); разработку принципов построения операторских пунктов в соответствии с требованиями технической эстетики и художественного конструирования.

Развиваясь как прикладная научная дисциплина, Инженерная психология в постановках задач, методах исследований и разработках использует достижения теоретической и экспериментальной психологии и вместе с тем открывает перед ними новые проблемы исследования. На современном этапе для Инженерная психология особенно важны данные, полученные при изучении индивидуальных психологических черт личности, особенно эмоциональной сферы, сферы потребностей и мотивов деятельности. Выявление собственно психологических критериев и методик исследования механизмов деятельности оператора является необходимым условием решения инженерно-психологических задач. Организации и лица, ведущие исследовательскую, консультативную и педагогическую деятельность в области Инженерная психология, объединяются за рубежом в общества: «Человеческие факторы и биотехнология» (США), «Эргономика» (Великобритания, Франция и Япония), «Антропотехника» (ФРГ). В СССР инженерно-психологические службы координируются соответствующими секциями Общества психологов СССР и Научного совета по комплексной проблеме «Кибернетика» при Президиуме АН СССР. См. также Эргономика.

Лит.: Инженерная психология. [Сб. ст.], М., 1964; Инженерная психология. Сб. ст., пер. с англ., М., 1964; Ломов Б. Ф., Человек и техника, М., 1966; Инженерно-психологические требования к системам управления, М., 1967; Вудсон У. Е., Коновер Д. В., Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников-конструкторов, пер. с англ., М., 1968; Иванов С., Человек среди автоматов, М., 1969; Мейстер Д., Рабидо Дж., Инженерно-психологическая оценка при разработке систем управления, пер. с англ., М., 1970; Военная инженерная психология, М., 1970; Эргономика. Принципы и рекомендации, в. 1—4, М., 1970—72.

В. П. Зинченко, Г. Л. Смолян. Читать дальше.

Ну что же поздравляю ветерана с 77-летием, хотя по сравнению с UI, он находится еще в зародышевом состоянии. Можно вспомнить наскальные изображения в пещерах Альтами́ра, Ласкó или Шове́ выполненные какими то доисторическими UI-специалистами.

Рисунок бизона на стене пещеры Альтамира. Фото: Henri Brenil, Emile Cartailhac/Wikimedia Commons

Возможно самое яркое произведение советского UX — центр управления полетами первых советских ракетоносителей.

Подмосковный (СССР) ЦУП.

Так же можно вспомнить устройство пульта управления синхрофазотроном в Объединенном институте ядерных исследований (ОИЯИ) расположенном в городе Дубна.

Зал управления синхрофазотроном с пультом в центре.

Крупным планом часть пульта управления синхрофазотроном.

И пульт управления элементами атомной станции в Курске.

А почему собственно психология?

Может вызвать удивление, а почему собственно психология? Ведь круг поднимаемых вопросов, используемых отраслей знания при дизайн-проектировании значительно шире. Здесь можно назвать и анатомию, и биохимию и биомеханику человеческого тела. Они востребованы при формировании взаимоотношений между объектом дизайна и человеком. А далее, после того как человек прикоснулся к рассматриваемому объекту, взял его в руки или надел на себя, они вдвоем уже вступают во взаимоотношения с окружающим миром и это требует от разработчиков дополнительно знаний социологии, политологии, экономики, логики, логистики, материаловедения, сопротивления материалов и др. На что можно сказать, что инженерия как поприще и область человеческого знания чрезвычайно широка и даже напоминает мне природоведение, поэтому включает все вышеперечисленное.

А вот психология выделена особо потому, что при всех расчетах, предположениях, изысканиях и обоснованиях дизайнер всегда отталкивается от личности человека, как от печки. Человеческая душевность и духовность главные ориентиры.

Пробел перед новым разделом

О сущности дизайна

Ну вот, разобрался с тем, что такое UI в дизайне и что такое UX. А теперь можно обратиться к вопросу сущности дизайна как такового. Что он есть, если не делить его на части и подразделы?

Чтобы это понять нам нужно обратиться к архитектуре и архитекторам.

Спросим у архитекторов

Говорят, что из них получаются отличные дизайнеры. И вообще, первыми дизайн в современном его понимании стали делать именно архитекторы. Почему бы это? А собственно, кто такой архитектор? Он строитель? Да! Он инженер? Конечно! Он творец и художник? Безусловно! Последнее вспоминают наверно чаще чем все остальное. На лицо наличие выше рассмотренных явлений. Тут вам и UI, здесь же и UX! Так, вот оно что!

Чтобы не быть голословным приведу три цитаты из введения в книгу «Архитектура. Энциклопедия» Глазычева Вячеслава Леонидовича выпущенную в 2002 году издательством «Астрель».

«Вокруг больших городов великое множество „вилл“ и „коттеджей“, возведенных прорабами, так как по скупости и неразумию заказчики хотели сэкономить на гонораре архитектора. Эти „дворцы“ не только безобразны, но, как правило, еще и смешны...»
«Иногда, очень редко, бывают исключения — в тех случаях, когда в душе строителя прячется нераскрытый, нереализованный художник. В этих случаях возникают некие архитектурные чудеса, обитать в которых сложно, но по крайней мере никто не останется к ним равнодушен».
«Увы, массовая, наиболее распространенная архитектура жилища всегда была монотонной — дело спасали церкви, соборы, башни, дворцы. Иными словами, архитектура довольно редка, в известной мере аристократична как именно искусство, когда недостаточно относительного комфорта и безопасности, а гармоничность и красота или гармоничное величие изначально определяются как необходимое свойство результата»
Также приведу слова архитектора Виктора Головина автора интернет-проекта «Архитектурная экспертиза интернета».
«Архитектор должен охватывать объект со всех его сторон! Должен устремляться в глубину, должен чувствовать дух архитектуры. А инженерия это мертвый продукт!»
Из видеоролика «Архитектор — Главный строитель, или соль лишенная силы?»
Можно, даже нужно, смело утверждать, что архитектура это самая старейшая, состоявшаяся и опытнейшая отрасль настоящего дизайна!
Отрасль уникальная. Нужда в ней появилась на самой заре развития человечества. С производством смартфонов, автомобилей и кнопочных интерфейсов люди решили подождать, а вот крыша над головой понадобилась сразу, крепкая, удобная и желательно красивая.

Поэтому по прошествии тысячелетий развития архитектуры мы совершенно органично воспринимаем архитектора как человека безусловно чрезвычайно творческого, настоящего художника, творца, который помимо этого в совершенстве разбирается в сопромате, начертательной геометрии, черчении, проектировании, расчетах и т. п. Для нас это естественно, само собой разумеется, а иначе какой же он архитектор!?

Неважно, что не все выпускники архитектурных вузов становятся именитыми мастерами и возглавляют свои фирмы или тем более школы. Я говорю не об этом, я рассматриваю культурный архетип. А он именно такой.

И проблемы с делением архитекторов на архитекторов-художников и архитекторов-инженеров не наблюдается. Подобная идея, будь она озвучена была бы воспринята как нонсенс, как нелепица и глупость.

Любишь рисовать и заниматься творчеством, но не хватает дарований или знаний провести правильные расчеты, составить грамотные чертежи и провести научные проектные изыскания, значит ты не архитектор и все. И нечего лапшу на уши вешать!

Что такое настоящий дизайн?

Из вышесказанного следует, что настоящих дизайнеров не очень много, так как дизайн в любой сфере профессия сложная и не каждому по плечу. Для желающих глубоко погрузиться в тему могу посоветовать прочитать 1 и 2 части доклада сотрудника Национального исследовательского университета «МЭИ» Горнова Александра Олеговича «Дизайн и инженерия. Проблемы взаимопроникновения». В котором я нашел подтверждение своим размышлениям о существе дизайна.

Опершись на выше сказанное выведу два определение дизайна как такового, короткое и развернутое, на выбор.


Дизайн — художественная инженерия.

Дизайн — ориентирующееся на человека инженерно-художественное проектирование.


Из определений мне больше нравится первое, хотя они равнозначны по смыслу, и оба меня устраивают.

Дизайн — как это по русски?

К слову сказать, художественная инженерия звучит длинно, хотя это словосочетание и может использоваться в текстах в тех случаях, когда нужно избежать тавтологии, но как всем известно длинные названия хуже запоминаются, труднее произносятся и меньше любятся. А что, разве нет в русском языке слова способного заменить английский термин дизайн? Как вы думаете? Я раньше думал, что нет, но в процессе написания этой статьи понял, что ошибался.

К счастью для нас есть исконно русский логос содержащий в себе все многочисленные смыслы и значения, вкладываемые в понятие design.


По русски это называется домостроительство. Или коротко домострой.
Правда здорово? Вроде и слово до боли знакомое. Дело в том, что понятие дом, образующее корень термина имеет широкое философское значение.
Дом в русском языке является древним образом или аллегорией мира, мироздания, в узком утилитарном смысле образом системы.
Вообще вопрос засилья английской лексики сейчас чрезвычайно актуален. Ведь мы не американские или британские или западноевропейские дизайнеры, простите, домостроители. Мы русские!

Правда это тоже здорово? И говорить должны по-русски, если хотим иметь свою уникальную школу, традицию, культуру, идею, веру, судьбу и в конце концом домострой.

Но это тема уже для отдельного большого разговора и другой статьи.